АБРИКОСОВЫ
АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ
И ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ
Известные предприниматели в области кондитерского и чайного дела,
общественные деятели и благотворители


На главную
АБРИКОСОВЫ
АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ
И ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ
Известные предприниматели в области кондитерского и чайного дела,
общественные деятели и благотворители

На главную
Память в деле — людям дела!
Девиз семьи Абрикосовых
От кустарного производства до кондитерского консорциума
Основатель династии, Степан сын Николаев, крепостной крестьянин из Пензенской губернии, сам выкупился из крепостной зависимости и открыл в Москве небольшое производство сладостей. С 1814 года его потомки носят фамилию Абрикосовых. В 1873 г. на полукустарном производстве его внука, Алексея Ивановича Абрикосова (1824—1904), производилось 20 тыс. пудов кондитерских изделий в год. Позже компания была преобразована в «Товарищество А.И. Абрикосова сыновей», директором-распорядителем стал Иван Алексеевич Абрикосов (1853—1882).

В 1880 г. Абрикосовы открыли одновременно 2 новых фабрики — одну в Крыму, где выращивались фрукты, и вырабатывалось сырье для производства кондитерских изделий, и вторую — в Москве, где производился огромный ассортимент сладостей (более 700 наименований). Фирменные магазины были открыты во всех крупных городах России. В начале ХХ века Товарищество «А.И. Абрикосова Сыновей» входило в тройку крупнейших кондитерских фирм России. За высочайшее качество продукции Абрикосовы получали призы на Всероссийских художественно-промышленных выставках. С 1899 г. Абрикосовым было присвоено почетное звание Поставщика Двора его Императорского Величества.
Реклама – главный двигатель торговли
К покупателям у Абрикосовых относились как к членам собственной семьи, изучая их предпочтения, налаживая выпуск продукции и даже упаковку с учетом национальных и религиозных традиций, времени года, и других факторов, существовавших на рынке. На различных обертках, которые выпускались целыми сериями и становились объектами коллекционирования, изображались и памятники архитектуры Москвы, и сцены опер репертуара Большого театра с публикацией либретто на обороте фантика. Бывали случаи, когда этикеты заказывались великим русским художникам — М.В. Добужинскому, Е.Е. Лансере, И.Е. Репину, В.Д. Поленову.

Металлические, картонные, деревянные коробки, коробки, обтянутые кожей или бархатом, красочные этикеты с различными сюжетами — все это не только привлекало внимание, но и просвещало. В коробки со сладостями Абрикосовы вкладывали открытки, картинки-вкладыши, игрушки, крохотные монографии русских писателей и поэтов, произведения на праздничные и религиозные темы, к Пасхе они выпускали шоколадные яйца с сюрпризом (прообраз «Киндер-сюрприза»). Размещали рекламу на железнодорожных расписаниях и театральных афишах, выпускали плакаты, красочные буклеты, прейс-куранты, проводили рекламные акции.
Реклама – главный двигатель торговли
К покупателям у Абрикосовых относились как к членам собственной семьи, изучая их предпочтения, налаживая выпуск продукции и даже упаковку с учетом национальных и религиозных традиций, времени года, и других факторов, существовавших на рынке. На различных обертках, которые выпускались целыми сериями и становились объектами коллекционирования, изображались и памятники архитектуры Москвы, и сцены опер репертуара Большого театра с публикацией либретто на обороте фантика. Бывали случаи, когда этикеты заказывались великим русским художникам — М.В. Добужинскому, Е.Е. Лансере, И.Е. Репину, В.Д. Поленову.

Металлические, картонные, деревянные коробки, коробки, обтянутые кожей или бархатом, красочные этикеты с различными сюжетами — все это не только привлекало внимание, но и просвещало. В коробки со сладостями Абрикосовы вкладывали открытки, картинки-вкладыши, игрушки, крохотные монографии русских писателей и поэтов, произведения на праздничные и религиозные темы, к Пасхе они выпускали шоколадные яйца с сюрпризом (прообраз «Киндер-сюрприза»). Размещали рекламу на железнодорожных расписаниях и театральных афишах, выпускали плакаты, красочные буклеты, прейс-куранты, проводили рекламные акции.
Благотворительность и социальная ответственность
На фабриках Абрикосовых для рабочих были построены казармы для жилья, больница, школа и детский сад, рабочие получали бесплатное горячее питание и сладкие подарки к праздникам, продукция им продавалась намного дешевле, чем в магазинах.
Абрикосовы были членами многих благотворительных обществ, жертвовали средства московской Алексеевской психиатрической больнице, Московской консерватории, другим больницам и училищам.

Алексей Иванович Абрикосов много лет был Председателем Совета Общества любителей коммерческих знаний при Практической академии коммерческих наук, выплачивал стипендии талантливым ученикам академии, был старостой церкви Успения Пресвятой Богородицы на Покровке в Москве.

Алексей Иванович Абрикосов был женат на Агриппине Александровне Мусатовой. У них было 22 ребенка, 17 из которых дожили до сознательного возраста и получили высшее образование. На средства Абрикосовых в Москве был построен родильный дом, который носил имя Агриппины Александровны Абрикосовой (в советское время — имени Н.К. Крупской).
Другие предприниматели региона