Предприниматели и благотворители станицы Уманской, создатели первого сельского кинотеатра на Кубани. На главную
Предпосылки проекта
Основатель династии Николай Алексеевич Смыслов — вольноотпущенный крестьянин князя Г.Г. Кокошкина из села Верхний Ландех Владимирской губернии. После отмены крепостного права переселился в станицу Уманскую (ныне — Ленинградская) и с 1869 г. числился купцом 2 гильдии г. Ейска, в Уманской владел скобяной лавкой и 80 десятинами земли.
Николай Алексеевич воспитал двух сыновей — Ивана и Аристарха. Отец делал все возможное, чтобы в условиях того времени дать им хорошее образование. С малых лет Ивана приобщали к живописи, музыке, литературе и языкам. В войсковой гимназии он в совершенстве овладел французским, греческим языками и латынью, прекрасно играл на фортепиано. Окончив училище, служил в Грузии, Дагестане. После ранения Иван Николаевич ушел в отставку и, как и младший брат Аристарх, стал служить в банке.
Будучи военным на Кавказе И.Н. Смыслову посчастливилось увидеть кинофильм (немой) по синематографу, который тогда только входил в культуру и быт россиян. Это послужило толчком к созданию кинотеатра в Уманской.
Первый сельский кинотеатр на Кубани
Н.А. Смыслов поддержал начинание сына Ивана и вложил средства в строительство первого сельского кинотеатра на Кубани. Первый показ фильмов состоялся в 1907 году. Электробиограф «Мираж» стал центром культуры станицы Уманской. Иван Николаевич доставлял фильмы из Ростова, Таганрога, Екатеринодара, а также выезжал за ними за границу. Его дочь, Татьяна, работала в кинотеатре тапёром. Под руководством его жены, Е.Г. Смысловой, был открыт литературно-музыкальный салон: перед началом сеанса станичники могли послушать или почитать стихи, услышать музыку и пение, посетить буфет с воздушными пирожными. И.Н. Смыслов часто приглашал на показ кинофильма — небывалого чуда — бедные казачьи семьи, для которых это становилось целым событием.
В годы советской власти электробиограф переименовали в «Горн». В 2007 году на нем установлена мемориальная доска «Памятник архитектуры. «Кинотеатр Смыслова. 1897 г.» Первый сельский кинотеатр на Кубани. Охраняется государством». Кинотеатр действует и сегодня. В 2018 году в кинотеатре открылась «Гостиная дома Смысловых», которой руководит правнучка И.Н. Смыслова Элина Яковлевна Глянц.
Первый сельский кинотеатр на Кубани
Н.А. Смыслов поддержал начинание сына Ивана и вложил средства в строительство первого сельского кинотеатра на Кубани. Первый показ фильмов состоялся в 1907 году. Электробиограф «Мираж» стал центром культуры станицы Уманской. Иван Николаевич доставлял фильмы из Ростова, Таганрога, Екатеринодара, а также выезжал за ними за границу. Его дочь, Татьяна, работала в кинотеатре тапёром. Под руководством его жены, Е.Г. Смысловой, был открыт литературно-музыкальный салон: перед началом сеанса станичники могли послушать или почитать стихи, услышать музыку и пение, посетить буфет с воздушными пирожными. И.Н. Смыслов часто приглашал на показ кинофильма — небывалого чуда — бедные казачьи семьи, для которых это становилось целым событием.
В годы советской власти электробиограф переименовали в «Горн». В 2007 году на нем установлена мемориальная доска «Памятник архитектуры. «Кинотеатр Смыслова. 1897 г.» Первый сельский кинотеатр на Кубани. Охраняется государством». Кинотеатр действует и сегодня. В 2018 году в кинотеатре открылась «Гостиная дома Смысловых», которой руководит правнучка И.Н. Смыслова Элина Яковлевна Глянц.
Храмостроительство
Николай Алексеевич Смыслов являлся членом комитета по строительству Уманского храма Трех Святителей, его имя упоминается в закладной пластине 1899 года. Храм был построен на деньги прихожан, пожертвования богатых казаков, купцов и лавочников не только Уманской, но и соседних станиц, а также городов Екатеринодара, Ейска и освящен в 1906 году. Его строительство обошлось в 159 тысяч рублей золотом.
В 1936 году храм был разрушен. «Новый прекрасный храм, которому стоять бы вечно, просуществовал всего три десятилетия, — писала в книге «Станица Уманская и ее святыни» Любовь Павлоградская. — Как и тысячи православных церквей и соборов, он был казнен. Иконы и какую-то утварь прихожане по возможности пытались спасти, но судьба большинства их неизвестна. Сохранились только медная пластина да большая икона «Трех Святителей», которая находится в нынешней церкви справа от южных дверей алтаря». Подлинная медная пластина с выгравированными именами епископа, атаманов и членов строительного комитета хранится в Ленинградском районном историко-краеведческом музее.