Женщина в Сибири не раба мужчины. Она ему товарищ. Умер муж — не погиб промысел, мужем заведенный. Жена-вдова ведет его дальше, с той же энергией и знаниями, какие присущи мужу
Предприниматель Н.М. Чукмалдин
«Дайте ходу пароходу!» Самое крупное пароходство Сибири
Евдокия Ивановна происходила из мещан Вологодской губернии. В замужестве проживала в Томске, затем в Барнауле. После смерти мужа, в 1893 году основала собственное пароходство.
Транспортировка грузов производилась на пассажирских пароходах и на баржах за буксирными пароходами, а зимой — на лошадях. Фрахтовые цены были умеренные. Пароходство имело каменные склады на всех пристанях, исполняло комиссионные поручения отправителей и получателей. Во время Русско-Японской войны осуществлялась перевозка войск, припасов и военных грузов.
В начале XX века пароходство Е.И. Мельниковой уже одно крупнейших в Сибири — 10 пароходов, 6 барж и 6 дебаркадеров. В компании работало 456 рабочих и матросов, 76 служащих.
В 1913 году пароходство объединило мелкие судоходные компании и отдельных судовладельцев в «Соединенную пароходную компанию». Во главе компании встал сын Евдокии Ивановны, Александр Виссарионович Мельников.
Основала первое легко-пассажирское сообщение по рекам Западной Сибири
В 1893 году между Томском и Тюменью был поставлен легко-пассажирский пароход «Кормилец» в 180 индикаторных сил, который ходил из Тюмени до Томска 6,5 суток вместо 13–18 суток ранее. Так, пароходство Е.И. Мельниковой открыло первое легко-пассажирское сообщение по рекам Западной Сибири. К 1915 году у пароходства были пароходы американского типа «Кормилец», «Волшебник», «Братья Мельниковы», «Богатырь», «Двигатель», «Воткинский завод» и другие.
Все пароходы Е.И. Мельниковой были построены по лучшим образцам того времени. Имелись отдельные каюты, паровое отопление, электрическое освещение, электрические вентиляторы. В каждой отдельной каюте располагались умывальники, в салонах 1 класса — пианино, библиотека со свежими газетами и журналами, для купания пассажиров — ванны и души. Каждый пароход имел первоклассный буфет. На всех пароходах были предусмотрены аптечки — пассажиры могли пользоваться медикаментами бесплатно. Стоимость проезда, например, из Бийска в Томск составляла: в I классе: 19–25 руб., II классе: 15–40 руб., III классе: 7–70 руб.
Основала первое легко-пассажирское сообщение по рекам Западной Сибири
В 1893 году между Томском и Тюменью был поставлен легко-пассажирский пароход «Кормилец» в 180 индикаторных сил, который ходил из Тюмени до Томска 6,5 суток вместо 13–18 суток ранее. Так, пароходство Е.И. Мельниковой открыло первое легко-пассажирское сообщение по рекам Западной Сибири. К 1915 году у пароходства были пароходы американского типа «Кормилец», «Волшебник», «Братья Мельниковы», «Богатырь», «Двигатель», «Воткинский завод» и другие.
Все пароходы Е.И. Мельниковой были построены по лучшим образцам того времени. Имелись отдельные каюты, паровое отопление, электрическое освещение, электрические вентиляторы. В каждой отдельной каюте располагались умывальники, в салонах 1 класса — пианино, библиотека со свежими газетами и журналами, для купания пассажиров — ванны и души. Каждый пароход имел первоклассный буфет. На всех пароходах были предусмотрены аптечки — пассажиры могли пользоваться медикаментами бесплатно. Стоимость проезда, например, из Бийска в Томск составляла: в I классе: 19–25 руб., II классе: 15–40 руб., III классе: 7–70 руб.
Пароходный маркетинг
Пароходство Е.И. Мельниковой имело агентов в Томске, Ново-Николаевске (ныне — Новосибирск), Камне, Барнауле, Бийске и на других пристанях, где всегда можно было получать подробные сведения о проезде и отправке товаров. Ежегодно пароходство выпускало книжки расписания пароходов, в которых была помещена такса, расписание прихода и отхода пароходов, железнодорожное расписание и много других полезных сведений. Книжки расписания выдавались всем желающим бесплатно в конторах, на пристанях и на пароходах. Размещались рекламные материалы в газетах и журналах, выпускались юбилейные буклеты, плакаты, открытки с видами пароходов.
Пароходство Е.И. Мельниковой использовало и кросс- маркетинг. Так, было заключено соглашение по продаже билетов с Русско-Восточно-Азиатским пароходством, совершающим рельсы между Либавой и Нью-Йорком. На каждой большой пристани пароходства можно было получить билет в Америку и некоторые указания. С другой стороны на пристанях и пароходах Русско-Восточно-Азиатского пароходства можно было получить путеводитель пароходства Е.И. Мельниковой.